Есть ли сердце у Голливуда

Есть ли сердце у кино производителей из Голливуда и как до него достучаться?

текст Юзова М.

Современный Голливуд с каждым днем все больше напоминает Тони Старка: денег много, а вот в груди - портативный энерго генератор, поддерживающий жизнь.  «Черный лебедь»,  «Герой», «Матрица», «Лабиринт фавна», «Начало» -  эти шедевры кинематографа  лишний раз доказывают, что настоящие художники все еще есть и не кассой единой жив Голливуд…

Автор и киноиндустрия сегодня

Многие жалуются, что индивидуальность режиссера и сценариста просто стерта голливудской индустрией, что настоящему художнику ничего не остается, лишь быть винтиком в гигантском конвейере Голливуда, в то время, как публика изголодалась в ожидании ярких остроумных оригинальных лент, которые заставляют задуматься, выйти за рамки привычного,  расти над собой, подняться над собственными проблемами в жизни, ведут к катарсису.

А большинство продукции современного кинематографа напоминает американские горки: купил билет, прокатился, и единственное, что остается в памяти – наиболее крутой вираж на вчерашнем аттракционе.

Сюжет, герои, чего их там волновало, да вообще, о чем был фильм,  вспоминается с трудом.

Это общая тенденция.

Фильмы-аттракционы безусловный кассовый лидер. И многие хотят ставить на выигрышную лошадку

Высоко бюджетные фильмы современной кино индустрии делаются с помощью новейших технологий и по сути своей ни что иное,  как дорогущий аттракцион, без души и сердца.

И такие фильмы поставлены на поточное производство. «Небесный капитан и мир будущего», «Первый мститель», «Мстители», «Тор», «Джон Картер», «Восход Юпитера», «Супермен против Бэтмена», «Форсаж»… список можно продолжать и продолжать.

Фильмы-аттракционы сходят с конвейера с завидной регулярностью. А бесконечные продолжения франшизы чаще всего тоже лишь  клонируют одну и ту же идею, на которой раскрутился оригинальный фильм. Эти клонированные крупнобюджетные монстры  настолько безлики, что если сыграть в игру угадай из какого фильма взят кадр то можно сбить с толку даже опытного киномана.

И что еще тревожнее, производители фильмов с более скромным бюджетом то же норовят все чаще превратить свой продукт в подобие аттракциона.

Как говаривал знаменитый гангстер Майкл Карлеоне: «Не надо оскорблять мой разум» («Крестный отец»).

Что поделать. Ручной труд в киноиндустрии нынче не в почете…

Но так ли это?

Пеппер Поттс, верная помощница Железного человека, помещает под стекло электромагнит, который не позволяет осколку шрапнели прорезать сердце Тони Старка.

Кадр из фильма Железный человек"

Надпись на сувенире  гласит: «Доказательство того, что у Тони Старка  есть сердце».

Так есть ли сердце у современных кино производителей?

На протяжении долгих лет, Голливудских производителей кино упрекают в том, что они чрезмерно корыстны и думают лишь о том, как сделать кассу. Их интересует прибыль,  и только прибыль.

Кино производители отмахиваются от любого слишком смелого и оригинального проекта, если существует риск провала.

Сравним, что ждет мастера кино, после кассового успеха его работы в Европе и США:

Результаты вас удивят:

Европа: Артист  Мишеля Хазанавичуса

 Кадр из фильма "Артист"

Но если вспомнить историю создания романтической комедии «Артист», режиссера Мишеля Хазанавичуса,  чудесного черно-белого фильма выполненного в стилистике немого кино, то сразу вспоминается  тот факт, что режиссеру пришлось ждать несколько лет, прежде чем он получил финансирование для своего  смелого проекта в стиле немого кино.

 Продюсеры заинтересовались проектом «Артист» только после колоссального успеха  блестящей пародии на фильмы про суперагентов «Агент 117: шпионское гнездо в Каире».

Кадр из фильма «Агент 117: шпионское гнездо в Каире»

При более чем скромном бюджете в 14 миллионов долларов,  фильм  про незадачливого агента 117 стал одним из самых кассовых фильмов Франции. Фильм получил массу положительных отзывов, несмотря на многочисленные экранизации про деятельность агента 117, именно эта  экранизация режиссера Мишеля Хазанавичуса стала самой удачной.

Кадр из фильма «Агент 117: Миссия в Риме»

На волне успеха, в 2008 г.  режиссер снимает еще одну часть нашумевшей франшизы «Агент 117: Миссия в Риме», и лишь после этого получает  финансирование от компаний  La Petite Reine и ARP Selection, выделившими на создание фильма 13 миллионов евро. Небольшая часть дополнительных денег поступала от телеканалов France 3 и Canal+[17].

США: Кристофер Нолан.  "Начало"

Для примера, Кристофер Нолан, испытывал  аналогичные трудности – студии внимательно выслушав его задумку к фильму «Начало»,  отказали ему в финансировании, так как проект казался им слишком сложным и слишком рискованным.

Кристоферу Нолану советовали отложить проект до лучших времен. Для настоящего художника будь он режиссером или сценаристом в Голливуде есть лишь одно испытание – испытание  публикой.

Если  его проект будет пользоваться успехом, то любые даже самые смелые проекты художника найдут финансирование в будущем.

Так и случилось с Кристофером Ноланом -  его «Темный рыцарь», вышел в прокат в 18 июля 2008 года, и  не просто заработал миллиард долларов в прокате, «Темный рыцарь»  собрал множество восторженных отзывов,  и по сей день занимает четвертое место в списке   250 лучших фильмов по версии IMDb[3]. Фильм получил рекордное количество номинаций.

Кадр из фильма "Темный рыцарь"

«Темный рыцарь»  номинирован на самые престижные премии мира, среди них   BAFTA, Оскар, Грэмми ,  более  ста пятидесяти  раз. Доля положительных рецензий на фильм составил 94 %.

После такого грандиозного успеха Кристофер Нолан получил немедленное финансирование.

Кадр из фильма "Начало"

На его экстравагантный фильм «Начало»  было выделено 160 миллионов долларов, из них 100 миллионов выделено на рекламу.  В первые же выходные  фильм «Начало» Кристофера Нолана  собрал рекордную кассу в 67 миллионов долларов, что является рекордом для оригинальной фантастики («Аватар», все же является чистокровным детищем мейнстрима).

Мишель Хазанавичус получил финансирование в десять раз меньше. На его не менее смелый проект было выделено всего 13 миллионов евро.

Вывод?

Уравнение «кинопроизводитель» + «художник» было всегда

Художникам кинематографа, будь то режиссеры или сценаристы,  приходится доказывать, что их проекты стоят внимания везде и всюду.

И Голливуд здесь не является исключением.  Напротив, продюсеры Голливуда идут на риск более охотно.

Немного из истории отношений продюсера и художника в Голлливуде

На просторах Голливуда вполне успешно трудились и получали финансирования такие художники как Орсон Уэллс, подаривший миру такие шедевры кинематографии как «Гражданин Кейн», «Леди из Шанхая», «Печать зла».

Джон Форд, крупнейший в истории кинематографа мастер вестерна, единственный обладатель четырех Оскаров за режиссуру. Вполне успешно  творил в рамках большого кино. «Гроздья гнева», «Тихий человек», «Человек, застреливший Либерти Вэленси», «Как зелена была моя долина». Все это прекрасные фильмы, в них чувствуется  почерк настоящего художника, работа мастера.

 Альфред Хичкок, отрыто заявлял, что сотворил из своего имени бренд, для большей свободы в творчестве. Его снимки то и дело появлялись  на первых страницах самых престижных печатных изданий мира. И он действительно, отчасти благодаря пиару получал огромную свободу в своем творчестве.

А Стэнли  Кубрик? Голливуд с таким  пиететом относился к причудам маэстро, что  во время съемочного процесса фильма  «Сияние» по одноименному роману Стивена Кинга, Стивену Спилбергу и пришлось ждать своей очереди в павильон, занятый Кубриком!

Маэстро Кубрик как обычно, не уложился в срок, и вместо запланированных 17 недель, «оккупировал» павильоны студии почти на год!  Сорвав тем самым график съемок фильмов «Красные», Уорррена  Битти и  Стивена Спилберга, который в то время должен был приступать к съемкам «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега».

И да, «Сияние» Стэнли Кубрика шедевр жанра ужасов, фильм с завидной регулярностью входит в списки самых лучших фильмов всех времен и народов,  хоть сам Стивен Кинг разнес фильм Кубрика в пух и прах. Король ужасов  даже выпустил собственную телевизионную версию «Сияния» в 1997 году, но факт остается фактом – Стэнли Кубрик сорвал съемки самому Стивену Спилбергу. Режиссеру, чей фильм «Звездные войны: Новая надежда» только что собрал кассу в 775 миллионов долларов  при бюджете в 11 миллионов долларов!

Тем не менее, студия дала возможность  Стэнли Кубрику  завершить съемочный процесс,  и зрители могли насладиться шедевром Кубрика в 1980 году.

Фото со съёмочной площадки фильма "Сияние"

Съемки начались 1 мая 1978 года и продолжались до апреля 1979 года. Фильм собрал 44 миллиона долларов, при бюджете в 19 миллионов, соответственно.

Кадр из фильма "Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега"

Для сравнения: съемки первого фильма про археолога и отчаянного искателя приключений Индиану Джонса, начались в конце июня 1980 года, а фильм вышел в прокат уже в 1981 году, сделав кассу в 384 миллиона долларов, при равном бюджете с фильмом Стэнли Кубрика.

Возвращаясь к нашему уравнению «кинопроизводитель» + «режиссер».

О каком пренебрежении автором может идти речь?

Студия несет убытки, вынуждена на ходу менять график съемок других режиссеров, Стивена Спилберга, чьи фильмы собирали кассу в почти миллиард долларов!

Вывод напрашивается сам собой.

Быть может, большие киностудии и не всегда с пониманием относятся к творческому процессу выдающихся режиссеров, тем не менее, режиссер-художник, который творит на грани авторского кино и мейнстрима, может спокойно создавать шедевры получая от студий такое же финансирование, как и режиссер, создающий фильмы для широкой аудитории.

FabulaNova – это клуб любителей аудиопостановок. Это место встречи слушателей и создателей историй в звуке.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий